Государственный мониторинг состояния недр

Региональный центр ГМСН по Северо-Западному Федеральному округу

Северо-Западный филиал

Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия

"Российский федеральный геологический фонд"

 

 

ÆГМСН Архангельской области

Оценка изменения геологической среды Архангельской области

    Оценка состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности   является основной задачей мониторинга геологической среды (состояния недр).

    Антропогенная деятельность на территории области проявляется в загрязнении поверхностных и подземных вод, почв и грунтов. В результате эксплуатации подземных вод на ряде групповых водозаборов формируются небольшие по площади депрессионные воронки радиусом до 2-4 километров и глубиной, измеряемой несколькими метрами. Рассредоточенный площадной отбор подземных вод оказывает незначительное негативное воздействие на компоненты окружающей среды.

    Сведения по антропогенному загрязнению подземных вод поступают от предприятий- недропользователей в соответствии с лицензионными соглашениями и по согласованным программам мониторинга состояния недр. Они аккумулируются в Северном территориальном фонде информации, территориальном агентстве по недропользованию и ОАО "Техноэкология". Мониторинг подземных вод в 2005 году на водозаборах вели отдельные предприятия области за счет собственных средств, в большинстве случаев ограничиваясь наблюдениями за качеством вод и учетом водоотбора. Объекты техногенного воздействия на геологическую среду за исключением 10 предприятий локальных наблюдательных сетей не имеют.

    Обзор состояния недр строится на сравнительном анализе материалов предыдущего и текущего года с учетом тенденций многолетней изменчивости показателей геологической среды.

    Техногенная нагрузка распределена по территории области весьма неравномерно. Наибольшая нагрузка приходятся на промышленно развитые и хозяйственно освоенные административные районы: Приморский, Плесецкий, Няндомский, Коношский, Котласский. Выделяется три промышленных района: территория города Архангельска, Плесецкий, и Котласский. Техногенная нагрузка, оказывающая воздействие на геологическую среду обусловлена складированием бытовых и промышленных отходов, сбросом промстоков промышленных и сельскохозяйственных объектов, разработкой месторождений твердых полезных ископаемых, работами лесопромышленного комплекса и объектов нефтесервиса, развитием транспортных магистралей.

    Наибольшую техногенную нагрузку испытывает водоносный четвертичный комплекс. Ухудшение качества подземных вод происходит в пределах населенных пунктов и производственных объектов, а также под воздействием заброшенных и неликвидированных разведочно-эксплуатационных скважин, в т.ч. самоизливающих на сброс. Загрязнение носит локальный характер и, как правило, ограничивается площадью распространения указанных объектов. Проблема охраны подземных вод стоит наиболее остро в Каргопольском и Плесецком районах, где подземные воды являются основным источником водоснабжения, а водоносные комплексы характеризуются отсутствием естественной защищенности.

    В сельскохозяйственных районах модуль техногенной нагрузки невысок. Воздействие на геологическую среду здесь оказывают в основном животноводческие комплексы, птицефабрики и другие мелкие предприятия, преимущественно перерабатывающей промышленности (мясокомбинаты, молокозаводы и т. д.).

      Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов (ЭГП) предназначен для выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования развития данных процессов с учетом их влияния на инженерно-хозяйственные объекты. Интенсивность ЭГП зависит как от природных факторов, так и от степени антропогенного воздействия на геологическую среду.

В 2005 г. объектом мониторинга ЭГП на территории области являлись карстовые процессы в пределах Валдайско-Кулойской карстовой провинции и район среднего течения р.Пинега.

      Информация по мониторингу состояния недр из всевозможных источников должна поступать в соответствующий территориальный центр субъекта Федерации для ее анализа, обработки и обобщения и далее представляться в органы управления фондом недр с целью принятия решений по его охране и реабилитации.