Государственный мониторинг состояния недр

Региональный центр ГМСН по Северо-Западному Федеральному округу

Северо-Западный филиал

Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия

"Российский федеральный геологический фонд"

ÆГМСН Новгородской области

Оценка изменения геологической среды Новгородской области

    Оценка состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности   является основной задачей мониторинга геологической среды (состояния недр).

    По условиям естественной защищенности большая часть области является условно защищенной, однако при незначительных антропогенных нагрузках негативное влияние на геологическую среду проявляется эпизодически.

    При эксплуатации подземных вод преобладает рассредоточенный водоотбор, приводящий к формированию небольших по площади депрессионных воронок глубиной до 4-10 метров. Наиболее крупная депрессия площадью свыше 100 км2 и глубиной 3.8 метров расположена в Старорусском районе области .

    Качество подземных вод формируется преимущественно под воздействием природных факторов. Характерна природная некондиционность подземных вод, которая требует проведения обязательной водоподготовки при водоснабжении. В пределах Приильменской низины, являющейся региональной зоной разгрузки соленых вод глубоких горизонтов, и в долинах рек Волхов, Шелонь, Полисть на небольших глубинах залегают солоноватые воды.

    Грунтовые воды не защищены повсеместно. Широко распространено их нитратное загрязнение и загрязнение тяжёлыми металлами, которое наблюдается близ мест расположения промышленных и сельскохозяйственных объектов, вдоль автомобильных дорог и др. Одно из наиболее распространенных проявлений негативного влияния на качество подземных вод – наличие почти полутора сотен самоизливающихся скважин, выводящих на поверхность земли, как правило, солоноватые и соленые воды. Их бесконтрольный неиспользуемый сброс приводит к истощению водоносных горизонтов, размыву земной поверхности, подтапливанию сельскохозяйственных полей, засолению почв, грунтов и подземных вод.

    Техногенное воздействие на геологическую среду в области в основном оказывают сельскохозяйственные объекты с необорудованными навозохранилищами, складами минеральных удобрений, ядохимикатов, горюче-смазочных материалов, а также свалки бытовых и промышленных отходов (накопители промстоков, золоотвалы, склады химической продукции). В районе г. Новгород одним из наиболее опасных источников загрязнения является АО «Акрон» (комбинат по производству азотных и фосфорных удобрений) с отстойниками химического производства, в Крестецком районе - Невская станция подземного хранения газа. В области разрабатываются месторождения нерудных твердых полезных ископаемых, т.ч. карьерным способом с глубиной отработки до10-30 метров, расположены ТЭЦ и различные промышленные предприятия.

    В целом по области экологическая обстановка относительно спокойная.

    Сведения по антропогенному загрязнению подземных вод поступают от предприятий - недропользователей, имеющих лицензионные соглашения, согласно полученным техническим заданиям на ведение мониторинга состояния недр.. Информацией о водоотборе и использовании вод, а также о состоянии лицензирования подземных вод, располагают соответственно «Новгородводхоз» и «Новгороднедра».

    Обзор состояния недр строится на сравнительном анализе материалов предыдущего и текущего года с учетом тенденций многолетней изменчивости показателей геологической среды.

    Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов (МЭГП) предназначен для выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования развития данных процессов с учетом их влияния на инженерно-хозяйственные объекты. ЭГП представлены заболачиванием, оползневыми и обвальными процессами в долинах рек, карсто- и оврагообразованием. Для восточной и юго-восточной частей области характерно развитие поверхностного карста. МЭГП по области в настоящее время не проводится.

    Информация по мониторингу состояния недр из всевозможных источников должна поступать в соответствующий территориальный центр субъекта Федерации для ее анализа, обработки и обобщения и далее представляться в органы управления фондом недр с целью принятия решений по его охране и реабилитации.